ИИ vs интеллектуальная собственность:
как право не успевает за прогрессом
В настоящее время развитие искусственного интеллекта (ИИ) затронуло почти каждую сферу жизни человека, в том числе и право.
ИИ активно применяется для анализа больших данных (Big Data), принятия управленческих решений, автоматизации и повышения эффективности работы. Одним из наиболее распространенных применений ИИ является использование больших языковых моделей (Large language models). Данные модели позволяют создавать (генерировать) контент на основании запросов (промт) пользователей.
Сейчас такие модели широко применяются в креативных индустриях, ИТ-сфере и в других отраслях. Главная черта большой языковой модели заключается в том, что ее "руками" пользователь создаёт новый продукт - фотография, музыка, текст, строка программного кода и пр.
В связи с этим возникает логичный вопрос, как и что может защищаться законом в качестве результата интеллектуальной деятельности.
Кроме того, в настоящее время разработка LLM, вернее, их обучение, находится в "серой" зоне с точки зрения законодательства. Проблема заключается в том, что LLM необходимо обучать на большом массиве данных, которые могут быть защищены как объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам. А такие лица могут быть совершенно против использования их результатов интеллектуальной деятельности сторонними разработчиками ИИ. Как быть в такой ситуации?
советник практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, преподаватель ВШЭ, автор телеграм-канала «Юридический параноик»
старший юрист Seven Hills, патентный поверенный РФ, старший преподаватель ВШЭ,
автор телеграм-канала «Закон в моде»
к.ю.н., главный редактор журнала «Цивилистика», руководитель Клуба Цивилистов, профессор факультета права НИУ «Высшая школа экономики»