ЗАПИСЬ СЕМИНАРА ЧАСТНЫЙ ЧЕТВЕРГ


Переработка (модификация), адаптация и параллельное творчество: в поисках границ

30 марта 2023 года


* для членов Клуба Цивилистов - бесплатно

ЗАПИСЬ СЕМИНАРА ЧАСТНЫЙ ЧЕТВЕРГ


Переработка (модификация), адаптация и параллельное творчество: в поисках границ

30 марта 2023 года


* для членов Клуба Цивилистов - бесплатно

В настоящее время мы живем в мире, который основывается на использовании достижений прошлого. В искусстве это проявляется в культуре референсов, в которой новые произведения переосмысляют уже существующие. В более приближенной к коммерческим реалиям ситуации – разработке программного обеспечения (ПО), программистам-разработчикам требуется использовать в своей деятельности ранее созданное ПО третьих лиц для повышения эффективности своих собственных разработок.

В связи с этим переработка произведений выступает краеугольным камнем построения современной культуры и гражданского оборота. По этой причине на сегодняшний момент значительная часть споров в сфере авторских прав касается незаконной переработки произведений, когда третье лицо без разрешения правообладателя изменило его произведение и использует измененное произведение в своих целях.

Однако несмотря на большое количество споров ни законодатель, ни суды не определились в том, что считать переработкой, как определить факт переработки, требуется ли назначать экспертизу для установления переработки и т.п. Правовую неопределенность усиливает еще проблема так называемого параллельного творчества – явления, которое допускает сосуществования нескольких близких или идентичных произведений, если они были созданы авторами независимо (параллельно) друг от друга.

Кроме того, для ПО законодатель установил особое правовое регулирование: поскольку ПО выступает не только произведением, но и выполняет определенную техническую функцию, законодатель закрепил, что изменения, которые преследуют лишь цель обеспечить функционирование ПО, не являются переработкой (в отношении ПО переработка называется модификацией), а представляют собой адаптацию. В отличие от переработки (модификации) адаптация не требует получения разрешения от правообладателя. По этой причине в спорах о незаконной переработке ПО помимо вопросов, приведенных выше, встает еще дополнительный вопрос о том, являются ли внесенные изменения в код ПО только адаптацией или полноценной переработкой (модификацией).

Все эти проблемы связаны с отсутствием достаточной проработки критериев определения переработки в судебной практике и законодательстве, что мы и обсудим в компании наших экспертов.
В настоящее время мы живем в мире, который основывается на использовании достижений прошлого. В искусстве это проявляется в культуре референсов, в которой новые произведения переосмысляют уже существующие. В более приближенной к коммерческим реалиям ситуации – разработке программного обеспечения (ПО), программистам-разработчикам требуется использовать в своей деятельности ранее созданное ПО третьих лиц для повышения эффективности своих собственных разработок.

В связи с этим переработка произведений выступает краеугольным камнем построения современной культуры и гражданского оборота. По этой причине на сегодняшний момент значительная часть споров в сфере авторских прав касается незаконной переработки произведений, когда третье лицо без разрешения правообладателя изменило его произведение и использует измененное произведение в своих целях.

Однако несмотря на большое количество споров ни законодатель, ни суды не определились в том, что считать переработкой, как определить факт переработки, требуется ли назначать экспертизу для установления переработки и т.п. Правовую неопределенность усиливает еще проблема так называемого параллельного творчества – явления, которое допускает сосуществования нескольких близких или идентичных произведений, если они были созданы авторами независимо (параллельно) друг от друга.

Кроме того, для ПО законодатель установил особое правовое регулирование: поскольку ПО выступает не только произведением, но и выполняет определенную техническую функцию, законодатель закрепил, что изменения, которые преследуют лишь цель обеспечить функционирование ПО, не являются переработкой (в отношении ПО переработка называется модификацией), а представляют собой адаптацию. В отличие от переработки (модификации) адаптация не требует получения разрешения от правообладателя. По этой причине в спорах о незаконной переработке ПО помимо вопросов, приведенных выше, встает еще дополнительный вопрос о том, являются ли внесенные изменения в код ПО только адаптацией или полноценной переработкой (модификацией).

Все эти проблемы связаны с отсутствием достаточной проработки критериев определения переработки в судебной практике и законодательстве, что мы и обсудим в компании наших экспертов.
Спикеры:
  • Виталий Калятин
    к.ю.н., профессор РШЧП
  • Юлия Гуриева
    управляющий партнер Seven Hills, адвокат
  • Артём Евсеев

    и.о. главы практики интеллектуальной собственности и персональных данных Клифф, аспирант НИУ ВШЭ

  • Наталья Спиридонова
    к.ю.н., юрист Versus.Legal
  • Алексей Дарков
    старший юрист практики IP и IT, BIRCH LEGAL
  • Анастасия Сковпень
    юрисконсульт Nestle, автор телеграм-канала «Вычислить по IP»
Спикеры:
  • Виталий Калятин

    к.ю.н., профессор РШЧП
  • Юлия Гуриева

    управляющий партнер Seven Hills, адвокат
  • Артём Евсеев

    и.о. главы практики интеллектуальной собственности и персональных данных Клифф, аспирант НИУ ВШЭ
  • Наталья Спиридонова

    к.ю.н., юрист Versus.Legal
  • Алексей Дарков

    старший юрист практики IP и IT, BIRCH LEGAL
  • Анастасия Сковпень

    юрисконсульт Nestle, автор телеграм-канала «Вычислить по IP»
Программа
    1. Что необходимо признавать в качестве переработки произведения? Является ли любое внесение изменений в произведение переработкой? Должны ли быть сформулированы какие-либо количественные или качественные критерии, позволяющие определить, была ли совершена переработка или нет?
  • 2. В каких случаях необходимо назначать экспертизу для установления незаконной переработки произведения, какие вопросы должны быть поставлены перед экспертом?
  • 3. Какой состав доказывания при установлении факта создания произведения в результате параллельного творчества и допустимо ли с законодательной точки зрения сосуществования двух идентичных объектов авторского права?
  • 4. Как разграничить модификацию ПО от его адаптации, на основании каких критериев?
  • Возможные судебные дела для обсуждения:
    • Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 6 августа 2019 года по делу № А60-46975/2016 было признано, что суды должны максимально аккуратно формулировать вопросы перед экспертами для установления заимствований в произведении, поскольку экспертное заключение не должно вторгаться в юридические вопросы, то есть в компетенцию самого суда.
    • Суд по интеллектуальным правам в Постановлении от 2 ноября 2018 года по делу № А35-5996/2017 особо отметил, что в спорах о незаконной переработке произведений нельзя автоматически применять методику оценки сходства до степени смешения, которая используется в отношении средств индивидуализации.
    • АС города Москвы в Решении от 8 июля 2019 года по делу № А40-77822/2018 признал, что параллельное творчество недопустимо, поскольку каждое произведение должно быть новым и уникальным.
    • Верховный суд Калифорнии в деле Desny v. Wilder, в котором была сформулирована доминирующая правовая позиция в англоамериканском праве о возможности создания произведений в результате паралелльного творчества по причине ограниченного перечня инструментов у авторов произведений.
Организатор оставляет за собой право на небольшие изменения в программе мероприятия

Раздаточный материал:


А. Довгалюк, В. Глонина

Переработка произведения vs «параллельное» творчество: понятие, критерии разграничения


А. Никифоров

Нелегкая судьба модификаций компьютерных программ из-запризнания их производными произведениями


А. Туркина

Критерии признания произведения производным в США


Н. Айрапетов

Критерии разграничения оригинального и производного произведения


Е. Павлова

Право на переработку и производное произведение

Раздаточный материал:


А. Довгалюк, В. Глонина

Переработка произведения vs «параллельное» творчество: понятие, критерии разграничения


А. Никифоров

Нелегкая судьба модификаций компьютерных программ из-запризнания их производными произведениями


А. Туркина

Критерии признания произведения производным в США


Н. Айрапетов

Критерии разграничения оригинального и производного произведения


Е. Павлова

Право на переработку и производное произведение

Покупка

Запись семинара

1 290 руб.

Click to order
Контакты
119019, г. Москва, Филипповский пер., 8, стр. 1

Телефон: +7 (495) 150-85-07
E-mail: nn@privlaw-journal.com
Если вы хотите стать партнером наших мероприятий, свяжитесь по почте или телефону, мы обсудим детали
Заполняйте форму - получайте свежие новости в сфере права, а также анонс наших мероприятий.
Подписывайтесь
на наш канал в
Telegram